От полифона до магнитофона

File1894

"...звук не исчезает бесследно, его можно как-то сохранить".
Джамбатиста Порта, физик. 1589 г.

 

 

 

 

Записывать и воспроизводить звуки человек научился сравнительно недавно. Впервые звукозапись была выполне­на механическим способом чуть более 100 лет назад. Европейцам и жителям Запада были известны самые разные модификации подобных конструкций - маленькие примитивные табакерки, музыкальные шкатулки, оркестрионы, башенные куранты, звучащие кареты. Все эти устройства в основном применялись в домах мещан и купцов.

 На экспозиции представлена история звуковоспроизводящих устройств из фондов музея – от механического ящика «Полифон» конца XIX- начала ХХ веков, граммофона, патефона, до радиоприемника «Рекорд» и катушечного магнитофона «Яуза». Неизменным «попутчиком» патефонов всегда были пластинки с записями любимых песен. Наверняка сердца липчан старшего поколения дрогнут при виде потертых бумажных конвертов с заветными именами и названиями: Петр Лещенко, Изабелла Юрьева,  Вадим Козин,  «Брызги шампанского», «Рио-Рита», «На сопках Маньчжурии».

 

Традиционное правило всех музеев «экспонаты руками не трогать» здесь не действует. Экспозиция звуковоспроизводящих устройств -  база для проведения интерактивных мероприятий  со школьниками младших классов, такие занятия помогают ощутить себя полноправными посетителями музея, используя все компенсаторные чувства зрение, слух, осязание и даже чувство окружающего пространства.  

Итак, рассматриваем и слушаем звуковоспроизводящие устройства разных эпох.

DSC05630Полифон - звуковоспроизводящая машина, которая является чем-то средним между музыкальной шкатулкой и патефоном. Передняя стенка деревянного футляра, подвешивающегося на стену, стеклянная. За стеклянной дверкой - углубление для музыкальной тарелочки-диска. Диск выполнен из металла и покрыт сетью дырочек. Это и есть механическая запись мелодии, которая может быть воспроизведена при помощи полифона.  На боковой панели   устройства располагается отверстие для заводной ручки и прорезь для монет с надписью «5 копеек»,  опустив в нее указанное количество денег, слушали полюбившиеся музыкальные произведения.

В данном полифоне шестьдесят тонов и десять штук плафонных колокольчиков, приводимых в звучание молоточками в виде небольших шариков. Самые большие полифоны называются: «оркестрион» и «симфонион».

Для обеспеченных людей изготавливались дорогие инструменты. Среди них «волшебные» музыкальные тумбочки, на первый взгляд напоминающие обычный предмет мебели. «Волшебная тумбочка», своеобразный музыкальный центр начала 20-го века, представляет собой небольшой буфет, со встроенной «цитрой» – струнным резонатором, реагирующим на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.

В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика таких аппаратов.  Вскоре в дворянской среде полифон стал обязательным предметом интерьера.

Необычайное распространение в начале 20 века получил  и

GRAMOFONГраммофон (от греческого «грамма» – запись, «фоне» – звук) – прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки. Является видоизменением фонографа, независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном. Американский изобретатель Эмиль Берлинер, познакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски и в 1887 году запатентовал свое изобретение, назвав его граммофон.

У первых граммофонов были свои недостатки: у них отсутствовал регулятор громкости, и для извлечения звука приходилось постоянно крутить ручку граммофона. Первые граммофоны покупатели остроумно прозывали кофемолками  потому что ручку граммофона нужно было крутить с одинаковой скоростью 70 оборотов в минуту, иначе аппарат молчал. Позже изобретатели снабдили граммофоны пружиной, так что, накрутив её один раз, можно было две минуты спокойно слушать музыку. На смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные беструбные граммофоны с регулировкой громкости. Это изобретение имело огромный коммерческий успех – за десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества.

PatefonНа смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные патефоны. В 20-40 гг. XX века был широко распространён патефон, переносная версия граммофона, получивший свое название от фирмы-производителя – «Пате». В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. С изобретением компактных патефонов меломаны стали брать музыку с собой в дорогу, в кафе и даже на пляжи.

 В музее есть небольшие патефоны, которые выпускались в годы Великой Отечественной войны и сопровождали солдат на фронте.

Электрическая радиола «Рекорд» - работает как радиоприёмник, а также позволяет проигрывать обычные и долгоиграющие грампластинки. Две корундовые иглы. Срок службы каждой иглы около 200 часов. Теперь, наверно, уже никто и не помнит, в чьих семьях они жили, кто именно грустил или веселился под их негромкие мелодии. Обычная танцевальная музыка даёт отпечаток той эпохи, в которой была написана.

Ещё один свидетель магнитной звукозаписи прошлых лет – катушечный, ламповый магнитофон«Яуза-206». 1975 года выпуска. Может быть, у ваших родителей сохранились вот такие компактные аудио кассеты для транзисторных магнитофонов…(показать, дать в руки и сравнить с катушечной).

А вот ваши бабушки и дедушки слушали популярные песни именно на  таких, катушечных магнитофонах. Все модели магнитофонов "Яуза" были очень популярны. В своё время даже был выпущен сборник песен с трогательным названием "Магнитофон системы Яуза". Именно на этом магнитофоне в 70 –е годы прошлого столетия в нашей стране слушали песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аллы Пугачёвой, эстрадные мелодии ансамбля «АББА».

Механические инструменты (полифон, симфонион, оркестрион) были известны еще с XVI века. А в России они появились только в конце XIX -  начале XX веков. Судьба механических музыкальных устройств печальна - едва получив широкое распространение, они были вытеснены граммофонами и появившейся позже радио и магнитофонной аппаратурой.

Подготовил:   Овчинников А. В.   

Март 2019 г. 

ОБУК ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ © 2019