Абашевская археологическая культура

На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности, которые современные учёные выделяют в отдельные археологические культуры. Одной из самых известных и интересных культур была абашевская. Абашевская культура – это археологическая культура бронзового века (вторая половина III тыс. до к. э. – начало II тыс. до н. э.). Территория распространения абашевской археологической культуры была очень обширной. Абашевские племена заселили территорию европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Своё название они получили от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены погребения этой культуры.

Время бытования абашевской культуры в бассейне Дона датируется c XXI по XVII вв. до н. э.   Период возникновения изучен слабо. Гораздо больше сведений у учёных о времени рассвета данных племён. 

Научные данные археологи получают в результате раскопок древних поселений и могильников. На территории Липецкого края обнаружено около 200 поселений Абашевской культуры.

Скотоводство и земледелие

Главным занятием абашевцев было скотоводство пастушеского типа.  Скотоводство данного типа предполагало существование долговременных поселений с расположенными по близости пастбищами. Абашевцы селились на открытых участках пойменных террас. Основой их хозяйства являлось разведение крупного рогатого скота. При этом они разводили лошадей, свиней, коз и овец. Небольшое количество останков костей лошадей на поселениях свидетельствует о том, что они использовались как ездовые и тягловые животные, а не в качестве источника пищи. Рыболовство и охота большой роли не играли.

Абашевцы не занимались земледелием. Среди находок орудий труда встречаются серпы. Их наличие можно объяснить использованием для заготовки зимнего корма скоту.

Керамика

gorshok1Абашевцы лепили посуду без гончарного круга в ручную. Керамика абашевцев сильно отличается от образцов гончарных изделий других культур эпохи бронзы. Для них характерно следование традициям, поэтому за 400 лет форма и орнамент посуды сохранялись в неизменном традиционном стиле. От гончарных изделий других культур  абащевцев отличает примесь толчёной ракушки в глине. Среди форм посуды выделяется колоковидная. У таких сосудов верхняя часть шире середины. Кухонная керамика в основном представлена посудой в форме усечённого конуса. Для погребального ритуала специально создавались сосуды со сложным геометрическим орнаментом.

Косторезное производство

Большую роль в хозяйстве играли изделия, сделанные из кости: иглы, шилья, приспособления для обработки шкур животных, наконечники стрел, поясные пряжки, застёжки для одежды, украшения и ритуальные предметы. О достаточно высоком уровне косторезного производства свидетельствует орнаментация на предметах. Основным орнаментом являлся геометрический узор. Среди находок огромный интерес представляют псалии – костяные элементы конской узды. Выполненные в виде дисков, они имели отверстия, в которые вставлялись шипы для лучшего управления лошадьми.

Металлургия

lite1Развитие металлургии Абашевской культуры связано с их проникновением на Урал, богатый меднорудными месторождениями. На территории нашего края использовался приуральский и северокавказский металл. Общины производили предметы для собственных нужд: предметы вооружения, украшения и орудия труда. Если позволяли ресурсы, то мастера изготавливали изделия на импорт. Производственный процесс в металлургии абашевцев можно разделить на 2 этапа. Сначала мастер отливал заготовку в литейной форме, затем дорабатывал орудие  с помощью шлифования и ковки. Массового производства и торговли бронзовыми предметами на нашей территории не было.

Абашевские погребения

raskopki1Абашевские погребения делятся учёными на грунтовые (без надмогильных сооружений) и подкурганные. Представителей элиты хоронили в больших прямоугольных могилах, над которыми насыпались курганы –земляные насыпи. Стены могильных ям располагали строго по сторонам света.  Воинские и жреческие захоронения являлись наиболее «престижными».

Воины сражались на колесницах. Есть мнение, что они появились у абашевцев едва ли не раньше, чем у других народов евразийской степи и лесостепи. Встречаются захоронения абашевцев вместе с колесницами. Во время погребального обряда рядом с могилой убивали лошадей, которые должны были нести колесницу в загробный мир. Археологические находки позволяют сделать вывод, что социальная организация абашевских племён была представлена властью военных вождей.

Вопрос о дальнейшей судьбе абашевских племён остаётся открыт. Предполагается, что эта археологическая культура вошла в состав новой – срубной культуры.

Литература:

  1. Бессуднов А. Н., Мельников Е. Н., Земцов Г. Л., Смольянинов Р. В. Древнейшая история Липецкого края. – Тула: Гриф и Л, 2010.
  2. Статья: «Абашевская культурно-историческая общность» Е.П. Михайлов. http://enc.cap.ru/?t=publ&hry=112&lnk=106

 

ОБУК ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ © 2020 г.