Поэтичная живопись Алексея Липецкого

Имя нашего земляка Алексея Владимировича Липецкого (Каменского) (1887-1942) сегодня достаточно хорошо известно благодаря учреждению в нашем городе поэтической премии его имени. Типичный представитель культуры Серебряного века он воспринимается, прежде всего, как поэт, хотя одаренность Алексея Владимировича многогранна. Как и многие другие представители культуры рубежа XIX-XX веков (М. А. Волошин, И. Ф. Анненский, Е. И. Замятин) наш земляк был наделен не только поэтическим даром, но и способностью тонко чувствовать особенности родного языка (занимался собиранием произведений фольклора и диалектов нашего края) и ярким талантом рисовальщика и живописца. При этом Алексей Липецкий обладал редким для творческой личности умением четко и аккуратно вести дела и бумаги, что позволило ему успешно служить делопроизводителем уездного земства.

В литературной гостиной нашего музея можно увидеть ряд вещей, принадлежавших Алексею Липецкому.

1

Вещи А.В. Липецкого (Каменского) в экспозиции ЛОКМ «Литературная гостиная»

Это массивный письменный стол, пишущая машинка и глобус. Хорошая сохранность вещей говорит об их аккуратном использовании.

2Но более всего привлекает внимание посетителей фотопортрет нашего героя. Тонкость черт, мягкость выражения лица, задумчивость и меланхоличность выдают в нем человека романтичного, пылкого, увлекающегося и мечтательного. Все эти черты обычно и характерны для поэтов. Поэтом, автором нескольких поэтических сборников и повести в стихах «Надя Данкова» и был Алексей Липецкий. Его называли «Липецким Есениным», подчеркивая сходство с известным поэтом в искренности и простоте стиха. Наш земляк был лично знаком с Сергеем Александровичем, и Есенин положительно, тепло отзывался о его стихах. О поэзии Липецкого упоминал Сергей Есенин в своей статье «Ярославны плачут» (1915) и в письме поэту Александру Ширяевцу [1]. А литератор Николай Колоколов рассказывает такой эпизод. Прочитав строки Алексея Липецкого:

Потух закат на меди храмов.

Луна незримою рукой

Как череп выткала Адамов

На плащанице мировой.

Сергей Есенин заметил: «Хороший поэт Алексей Липецкий и хорошие образы дает в своих стихах, а известным поэтом он всё же не станет» [1]. Что позволило Есенину так сказать? Прав ли он? И если прав, то что именно помешало нашему земляку стать известным поэтом? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в данной статье.

Путь в искусство

Алексей Владимирович Каменский (так настоящая фамилия нашего героя) родился в Липецке 20 февраля 1887 года. Отец его, Владимир Алексеевич, был из крестьян деревни Каменное Таволжанской волости. Он стал в Липецке приказчиком торгового двора, «личным почетным гражданином Липецка». Это был человек, живущий своим умом, стремящийся, прежде всего, к материальному благополучию. Наш герой напишет о нем: «Разумник, практик, книги враг»[2] .

Видимо, совсем иного склада была мама будущего поэта, Прасковья Александровна из мещан слободы Дикой, Сырской волости. Именно от нее передались сыну романтичность, мечтательность, острота восприятия красоты природы. Первые яркие впечатления от живописных окрестностей родного города, от таинственного Каменного Лога, его заливных лугов, оврагов и многочисленных холмов в ранних поэтических строках юного Алексея:

Огромный, сумрачный, замшелый материк

Кормою выдался из глиняного ската,

Как будто здесь корабль пошел ко дну когда-то

И камнем сделался, и высох, и затих. [3]

Особая, острая восприимчивость и впечатлительность, твердая рука и стремление запечатлеть всё увиденное и поразившее привели Алексея Каменского в Петербург, в столичную художественную школу. Закончить её нашему герою не удалось из-за тяжелой болезни, но навыки, полученные в школе, внимательный взгляд на мир и людей, потребность фиксировать на бумаге все свои впечатления сделают рисование постоянным и необходимым его занятием, а небольшой альбом для набросков его верным спутником.

Однако, острота восприятия нашего героя распространялась и на происходящие в стране события. Революция 1905-1907 годов вызвала у молодого художника и поэта бурю чувств, которые нашли отражение в поэтическом сборнике «Начало» (1906). В это же время в Липецке создаётся кружок молодых поэтов, в который входили А. Липецкий, Д. Богданов, И. Турбин, В. Жуков. Главной темой, лейтмотивом всего творчества кружковцев была красота окружающего мира, а главной похвалой в посланиях друг другу – слово «красивый». Так, Владимир Жуков в отзыве на поэму Алексея Липецкого «Бездна» писал:

Красива твоя «Бездна»,

В ней бездна ярких мест,

Она весьма полезна

Как искренний протест,

Как крик души свободной…»[2]

«Крик души свободной», бунт, протест против серости, мещанства, любой несправедливости привел нашего героя к разрыву с отцом, уходу из родного дома и отъезду в Петербург. Именно здесь в 1909 году Алексей Липецкий знакомится со своим однофамильцем, уже известным писателем Анатолием Павловичем Каменским, ярким, типичным представителем декаданса. Беседы, встречи с Каменским стали во многом определяющими для молодого автора. Он чётко осознал своё литературное, художественное призвание, необходимость служения искусству. А целью, смыслом искусства Алексей Липецкий считал воссоздание прекрасного. Такое отношение к искусству, а также разносторонняя одаренность рождали яркие, живописные строки стихотворений и нежно-поэтичные наброски пейзажей и портретов.

Знакомство с широким кругом поэтов, писателей, художников в столице привело нашего героя к поискам собственного пути, оригинального и самобытного. Мистика символов хотя и заняла определенное место в поэзии Алексея Липецкого, но очень несущественное.  По природе художник, творящий с натуры, наш земляк продолжает создавать лирические стихи, написанные яркими красками:

Грустно и тихо… Вдали над лугами

Бродит туман голубыми клоками. («Пейзаж») [2]

А там – гремит, где лес сомкнулся

Зелено-бархатной резьбой,

И полог тучи развернулся

Огромно-темно-голубой.

(«Весенний гром») [2]

Но эта яркая, свежая, сочная живописность стихов была совершенно чужда новой советской власти, которой требовался, прежде всего, поэт-трибун, поэт-агитатор.

И поэт-лирик Алексей Липецкий уходит в прозу. Его повесть «Сибирка» (1927) о жизни российского крестьянства на переломе эпох схематична, идеологически верна и политизирована, так же, как и другие повести, рассказы, очерки и роман «Мельница в Карташове». И, пожалуй, по-настоящему удались в этих произведениях только пейзажи. «Заосеняло. Речка у берегов подернулась ледяными стекольцами. Пастбища опалила первая изморозь, седой стал луг, как старый дед». [2]

Попытки заняться общественной, просветительской и исследовательской деятельностью в родном городе оказали не лучшее влияние на творчество Алексея Липецкого. Стихотворения с множеством диалектных слов тяжеловесны и трудны для восприятия.

Уход в живопись

3В последнее десятилетие жизни Алексей Липецкий не пишет ни стихов, ни прозы, не переиздаёт и уже написанного. Он полностью уходит в живопись. Для многих коллег по цеху, собратьев по перу это казалось странным. Но ничего неожиданного не было в этом для самого поэта. Живописью он занимался всегда, никогда не переставал делать наброски и зарисовки с натуры. Когда-то, в 1910-х годах он был дружен с художником-передвижником Н. В. Орловым, а в конце 1920-х много беседовал с Федором Мелиховым, одним из создателей художественной студии на улице Усманской и директором краеведческого музея с 1927 года.

В литературной гостиной нашего музея экспонируется картина Алексея Липецкого «Аллея в Нижнем парке Липецка» (1930-е годы).

Написанный в реалистической манере скромно-спокойный пейзаж наполнен теплым внутренним светом, прост и изящен. Сдержанность, неброские краски, легкая дымка – всё это придаёт картине особую поэтичность, и рождает легкую грусть от чего-то несбывшегося. Но Алексея Липецкого-художника никак нельзя назвать меланхоличным. В фондах нашего музея хранятся его альбомы с зарисовками и карандашными набросками.

4Особое внимание обращает на себя пейзаж, созданный на контрасте нежно-зеленого и ярко-красного, он очень сочен, ярок и оптимистичен. Совершенно иным видится набросок Верхнего парка – мягкий и поэтичный, проникнутый задумчивостью и мечтательностью.

5Зной летнего полдня, звон июльской тишины, словно волнами, исходит от этого небольшой работы. Легкой грустью и ностальгией проникнуто изображение дома, где жил поэт.

6Дома, архитектурные сооружения в набросках Алексея Липецкого ярки и колоритны. Зарисовки нашего героя показывают, что он мастерски владел техникой живописи, умением передать перспективу и настроение.

Краски, ненужные, невозможные в стихах заиграли в живописных набросках. Но, пожалуй, не так ярко, а чуть более сдержанно и однообразно, чем в поэзии, где «золотые глаза сомов», «синие ворота», «жемчужная нега». Художник Алексей Липецкий, как будто, расстался с юношескими мечтами и принял суровую реальность, такой, как она есть.

Карандашные портреты тружеников и работниц строящегося Новолипецкого завода чётко прорисованы и очень поэтичны. Вдумчивость и серьёзность, острый взгляд и заинтересованность в работе, знания и интеллект – все это в образах земляков нашего героя. Твёрдая рука, прекрасное владение техникой рисунка, умение передать портретное сходство и индивидуальные черты характеризуют Алексея Липецкого как замечательного рисовальщика.

Screenshot 26

Портреты работников Новолипецкого металлургического завода из альбомов А. Липецкого из фондов ЛОКМ

О таланте Алексея Владимировича очень хорошо писал народный художник СССР А. М. Герасимов: «Он (Алексей Липецкий) обладает чувством цвета, композиции, рисунка и пространства, то есть всеми теми качествами, которые характеризуют подлинного художника-живописца». [2]

12

Пейзаж из альбома А. Липецкого из фондов ЛОКМ

Наш земляк, Алексей Владимирович Липецкий (Каменский) был щедро одарен. Но, пожалуй, главным его талантом было особо острое ощущение красоты и поэтичность восприятия всего окружающего. Не имея возможности показать в поэзии разные лики мира, он ушел в живопись и создал множество пейзажных зарисовок и портретов, ярких, мастерски выполненных, но, прежде всего, очень поэтичных. И хотя сегодня наш знаменитый земляк известен более, как поэт, не стоит забывать о его даре художника. Благодаря этим талантам Алексей Липецкий оставил нам такие разные живописные и поэтические портреты родных мест и интересных ему людей.

Список источников:

  1. Есенин С. А. Собрание сочинений : в 3 т. / С. А. Есенин ; - Москва : Литература : Терра-Книжный клуб, 2001. – т. 3.
  2. Липецкий А. Проза. Поэзия. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1986. – 175 с.
  3. Силаев А. Я. Алексей Липецкий / А. Я. Силаев. – Липецк : Книжное издательство, 1962. – 31 с.
  4. Цупко Т. Жил в Липецке поэт…: уважение к прошлому – фундамент будущего // Липецкая газета. – 2010. – 1 апреля.

Старший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Печурова В. Ю.

ОБУК ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ © 2020 г.