На страже рубежей. Подводная лодка «Липецк»

Весной 2018 года в Липецкий областной краеведческий музей была доставлена необычная посылка - два больших деревянных ящика, укомплектованных специфическим материалом: аварийно-спасательным снаряжением, коммутаторами телефонной связи, книгами, учебными пособиями, инструкциями, картами. Все эти предметы – бывшее бортовое имущество подводной лодки Б-177 «Липецк» – прибыли к нам из города Полярный Мурманской области по распоряжению командира субмарины капитана 2-го ранга Андрея Николаевича Ковалева.

1

Подводная лодка «Липецк». Фотография из фондов ЛОКМ

Вскоре музей получил по электронной почте  коллекцию фотографий о жизни личного состава, его трудовых буднях и спортивных достижениях. Так началось сотрудничество  музея с экипажем подлодки, позволившее собрать большой комплекс материалов по истории Б-177 «Липецк».

История подводной лодки «Липецк»

27 июля 2021 года исполняется 30 лет со дня спуска на воду большой дизельной подводной лодки Б-177, сооруженной на судостроительных 2верфях завода «Красное Сормово» в г. Горьком (ныне – Нижний Новгород).  Испытания боевой машины проходили на Черном море в Севастополе и совпали с распадом Союза Советских Социалистических Республик,  произошедшим 26 декабря 1991 года. Украина, в состав которой входил полуостров Крым, еще раньше, в августе, объявила о своей независимости. 31 декабря 1991 года на подлодке Б-177 в Севастополе был поднят флаг Военно-Морского Флота СССР, она вошла в состав ВМФ СССР.

 

3

Подъем флага ВМФ СССР капитаном 3 ранга А.А. Жучковым г. Севастополь, 31 декабря 1991 г. Фотография из фондов ЛОКМ

С тех пор эта дата является годовым праздником корабля. 17 января 1992 года, отказавшись присягать Украине, экипаж корабля под 4командованием  капитана 3 ранга Александра Андреевича Жучкова первым на российском флоте поднял Андреевский флаг. В феврале того же года подлодка ушла из Севастополя, совершив беспрецедентный полуторамесячный переход из Черного моря в Баренцево, в город Полярный – старейшую базу Северного флота России [1].

В 1992 году подводная лодка Б-177 вошла в состав сил постоянной готовности Краснознаменного Северного флота. С тех пор экипаж неоднократно участвовал в боевых службах и учениях, выполняя задачи командования в различных акваториях Мирового океана [1]. На его счету  десятки обнаружений иностранных субмарин у российских границ, 15 боевых служб и дежурств в Норвежском и Баренцевом морях, участие в отечественных и международных испытаниях новой техники и вооружения.        

5Личный состав подлодки постоянно совершенствует свое боевое мастерство. Неоднократно Б-177 «Липецк» была признана лучшей дизельной подводной лодкой на Северном флоте; побеждала на межфлотских соревнованиях «Кубок моря» - конкурсе профессионального мастерства военных моряков; трижды завоевывала призы Главнокомандования ВМФ России по торпедной подготовке среди дизельных подводных лодок ВМФ [1]. Название «Липецк» подводная лодка Б-177 носит с 27 июня 2000 года, когда Приказом № 027 Главнокомандующего ВМФ РФ ей было присвоено имя нашего города.

 

6

Митинг в честь присвоения подводной лодке названия «Липецк», г. Полярный, декабрь 2000 г. Фотография из фондов ЛОКМ

В том же году между городской администрацией и экипажем подлодки был заключен договор о сотрудничестве. С этого времени липчане, осуществляя всестороннюю шефскую помощь экипажу субмарины, вносят свой собственный вклад в укрепление боеспособности Северного флота.

Свидетели истории

7Материалы, поступившие в 2018 году, чрезвычайно разнообразны и интересны не только рядовому посетителю, но и серьезному исследователю. Большое количество фотодокументов разных лет, книги, плакаты, карты, учебные пособия, инструкции дают полное представление о тяжелой и опасной работе подводника. Среди наиболее значимых экспонатов – памятный знак «Подводная лодка Б-177 «Липецк». 25 лет со дня подъема военно-морского флага.1991-2016»; личная книжка вахтенного офицера  капитан-лейтенанта Ковалева А.Н. (с 2007 года – командира корабля) с  записями расчетов и схем, необходимых для успешного выполнения боевых заданий и безаварийной работы субмарины.

 В коллекции также представлены:  вспомогательный якорь подлодки с повышенной держащей способностью, а также флаги ВМФ РФ: Военно-морской (Андреевский) – кормовой флаг российских военных кораблей и подводных лодок и гюйс – носовой флаг корабля, который поднимается на подлодке во время стоянки на якоре. Он представляет собой полотнище красного цвета с белым вертикальным и синим диагональным крестами, наложенными друг на друга.

Интересным экспонатом является небольшого размера стальная табличка под названием «Сигналы стуком для переговоров водолазов с личным составом подводной лодки», на которой в определенной последовательности выбиты буквы русского алфавита и соответствующие им цифры. Табличка крепится на посту гидроакустика - подводника, работающего с аппаратурой по обнаружению и определению звуковых сигналов, и используется в экстренных случаях неисправности или сбоя в системе боевого корабля.

В условиях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья личного состава, каждый член экипажа имеет индивидуальное, подобранное строго по размеру, аварийно-спасательное снаряжение. Гидротермокостюм спасательный ГТКС-2004 разработан ЗАО «Научно-производственная фирма «Северо-Западное морское агентство» и предназначен для поддержания человека на поверхности воды в течение длительного времени. Изготовленный из ярко-оранжевого синтетического непромокаемого материала, термокостюм способен защитить от переохлаждения в воде температурой от -1 до +30 градусов в течение не менее 6 часов. Термокостюм снабжен спасательным линем (ремнем), подголовной подушкой, огнем поиска (световым сигнальным устройством) и светоотражающей лентой для облегчения обнаружения терпящего бедствие человека [2].

8Составной частью комплекта ССП (спасательного снаряжения подводника) является оранжевый резиновый гидрокомбинезон СГП-К, используемый вместе с изолирующим дыхательным аппаратом ИДА-59М для покидания подводной лодки «мокрым» путем через спасательные люки, торпедные аппараты, рубку. Это, по сути, водолазный костюм, оснащенный всем необходимым для нахождения под водой на глубине до 220 метров, а также системой, ограничивающей темп подъема с глубин для предотвращения у человека кессонной болезни [3]. Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М  весом не менее 10 килограммов крепится к гидрокомбинезону с помощью шлангов, резиновых трубок и ремней. Он регенеративный, с замкнутым типом дыхания, в системе находится устройство (коробка) для очистки выдыхаемого углекислого газа и обогащения кислородом дыхательной газовой смеси [4].

В комплексе предметов индивидуальной защиты личного состава есть также аппараты портативные дыхательные (ПДА) в футлярах розового цвета, предназначенные для одноразового использования, противогаз и дыхательная маска к ИДА-59М. Среди бортового оборудования Б-177 «Липецк» - два судовых коммутатора советского производства СТК 8Н и 4Н, использовавшиеся для телефонной связи ГКП (главного командного пункта) с постами подлодки [5].

Этот богатый материал лёг в основу выставки «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», посвященной боевому пути доблестной субмарины, носящей имя нашего родного города.

9

Выставка «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», 2018 г. ЛОКМ

Презентация этой выставки состоялась в июле 2018 года. Почетными гостями выставки стали подводники и члены их семей, а также представители Липецкого общественного шефского совета, оказавшие музею помощь в организации выставки и комплектовании коллекции.

После окончания работы выставки сотрудничество с экипажем подводной лодки Б-177 «Липецк» продолжается, в настоящее время наш музей ожидает поступления новых экспонатов по истории доблестной субмарины.

      Список источников:

  1. Подводная лодка Б-177 «Липецк» 161 бригады подводных лодок Северного флота. Полярный, 2016. / фонды ЛОКМ
  2. Гидрокостюм спасательный ГТКС-2004. Инструкция по эксплуатации. Санкт-Петербург, 2009. /фонды ЛОКМ
  3. Гидрокомбинезон СГП-К-ОМVП40. Комплектность №1. Руководство по эксплуатации. Россия, 2000-е гг./ фонды ЛОКМ
  4. Аппарат изолирующий дыхательный ИДА-59М. Снаряжение спасательное подводника. Москва, Военное издательство, 1984. / фонды ЛОКМ
  5. Акт ПП №119 от 05.11.2018 г.

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

ОБУК ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ © 2020 г.